Фазорегулятор: что это, как работает и для чего он нужен :: Autonews

  1. Что это
  2. Принцип работы
  3. Симптомы неисправности
  4. Как проверить

Чтобы двигатель работал с максимальной отдачей во всех режимах, применяется система изменения фаз газораспределения. Она позволяет варьировать моменты открытия и закрытия клапанов — от этого зависит мощность, расход и экологичность. Фазорегулятор — основной узел этой системы, который и обсудим сегодня в подробностях.

Что такое фазорегулятор

Фазорегулятор (или фазовращатель, что не совсем точно) — это устройство, непосредственно меняющее фазы газораспределения. Если проще: с помощью «фазика» распределительный вал может поворачиваться вокруг своей оси относительно приводной шестерни. А значит, открывать и закрывать клапаны в различный момент времени — чуть раньше или чуть позже.

Для чего нужен фазорегулятор?

Самый простой ДВС в базовом исполнении (как в учебнике) имеет жестко заданные фазы газораспределения. Это значит, что положение впускного и выпускного распредвалов настроено на заводе и клапаны открываются/закрываются в один и тот же момент. Вне зависимости от оборотов и нагрузки. Однако такая схема далеко не оптимальна. Дело в том, что на высоких оборотах необходимо перекрытие фаз. Этим термином называют непродолжительный момент, в течение которого одновременно открыты и выпускные, и впускные клапаны. Тогда цилиндр наполняется свежим воздухом лучше, что повышает мощность, экологичность и т.д. А вот на низких оборотах перекрытие будет вредить: наполнение, наоборот, ухудшится, как и характеристики. Выходом стала система изменения фаз: распредвал (в базе впускной, в идеале — и выпускной тоже) способен менять свое угловое положение, меняя тем самым и момент открытия/закрытия клапанов.

С помощью фазорегулятора распределительный вал может поворачиваться вокруг своей оси относительно приводной шестерни
С помощью фазорегулятора распределительный вал может поворачиваться вокруг своей оси относительно приводной шестерни (Фото: Ase Linn / Shutterstock / FOTODOM)

Где находится фазорегулятор

Фазорегулятор (если он есть) располагается со стороны цепи или ремня ГРМ, в торце распредвала. Фактически это часть его приводной шестерни. Визуально выглядит как круглая «бобышка» — одна или две, в зависимости от того, меняется ли только впуск или выпуск тоже.

Принцип работы фазорегулятора

Классическая система изменения фаз, получившая наибольшее распространение, работает от давления масла. Сам фазорегулятор (муфта) состоит из двух основных частей: ротора, который неподвижно закреплен на распределительном валу, и внешнего корпуса, к которому прикручена звездочка. Корпус имеет подвижность относительно ротора — обычно в пределах до 40 градусов. Угол работы задается блоком управления, а исполнительным механизмом служит специальный электрогидравлический клапан-распределитель. По команде ЭБУ он меняет давление масла, подающегося на фазорегулятор, что, соответственно, изменяет угол положения ротора с распредвалом относительно корпуса.

Статьи 21 сентября 2024 Как проверить генератор на машине и что делать, если он неисправен
Статьи 14 августа 2024 Что такое дроссельная заслонка, за что она отвечает и как работает

Симптомы неисправности фазорегулятора

Если не учитывать характерный стрекочущий звук со стороны неисправной муфты, прямо определить неполадки бывает нелегко. Единственный электронно-контролируемый элемент системы — это клапан регулировки давления масла. Но если он в порядке, а сама муфта не издает звуков, диагностика может затянуться. Дело в том, что прямо на неисправность системы изменения фаз может указывать только ошибка по клапану. А причина далеко не всегда в нем. Симптоматика обычно следующая:

  • ошибки системы самодиагностики. Check engine, как всегда, полезен, но далеко не всегда раскрывает конкретную причину. Например, это может быть P0011: «слишком раннее открытие клапанов / нарушение функционирования системы». Что сообщает о проблемах, но ни на что конкретное не указывает. Повезет, если система выдаст конкретную неисправность, например P0013: «обрыв цепи электромагнитного клапана выпускного фазорегулятора». Впрочем, чаще всего регистрируется сразу несколько кодов, что помогает разобраться;
  • резкий «тракторный» звук при работе, чем-то напоминающий работу дизеля. Сначала может проявляться на несколько секунд при старте. С прогрессированием «болезни» сохраняется на холостом ходу и даже в движении;
  • снижение эксплуатационных характеристик мотора. Проще говоря, ехать машина начинает хуже, а топлива потреблять больше.