В уже далеком 2017 году мой вопрос на пресс-конференции Geely в Шанхае о возможной разработке летающих автомобилей (именно тогда китайцы купили Terrafugia, которая имела определенный опыт в этом вопросе) вызвал у коллег насмешки и повод для иронии. Однако сейчас на дворе 2025 год, и подобный вид транспорта уже не кажется фантазией из фильмов Люка Бессона. Благо над созданием летающих машин работает целый ряд крупных компаний, среди которых Hyundai, Chery, Audi, Xpeng и многие другие.
Соответствующие разработки, как оказалось, ведутся и в России. Нет, АвтоВАЗ тут абсолютно ни при чем. Речь идет о небольшом дизайн-конструкторском бюро (ДКБ) «Филатов», которое расположилось в промзоне на севере Москвы. Корреспондент Autonews.ru отправился туда, чтобы выяснить подробности об уникальном проекте, который получил название «ИФ 9».
«Такое уже было в конце XIX века»
Как рассказал глава ДКБ Иван Филатов, пока «ИФ 9» сложно назвать коммерческим проектом. Скорее это некое видение развития трендов, которые будут максимально актуальными в будущем. По его мнению, именно сегмент летающих автомобилей на данный момент видится наиболее интересным.
«Впрочем, тут есть определенный плюс. В коммерческих проектах мы весьма ограничены в своих фантазиях и технологиях, в том числе требованиями заказчика. Здесь же у нас ситуация абсолютно иная», — отметил он.
При этом, похоже, долгосрочность воплощения идеи летающего автомобиля в жизнь Филатова и его коллег нисколько не пугает. Так, он сравнил это направление с бумом авиации в конце XIX — начале XX века.
«Эволюционные процессы тут очень схожи. Впоследствии будет выявлена некая схема, которая будет востребована в обществе и найдет свое применение, — уверен Филатов.
Облет пробки по воздуху
Глава бюро подчеркнул, что речь сейчас не идет о перемещениях по воздуху над городами. По его словам, первое, что будет — это полеты по законам малой авиации. То есть воспользоваться функцией активизации «воздушного» режима можно будет исключительно за городом (во всяком случае, в перспективе ближайшего будущего).
«Сделать это можно будет, к примеру, чтобы объехать крупную пробку. По законам мы имеем право запросить перелет при наличии соответствующего разрешения. Дальше все просто — заехали на специальную площадку (в отдаленном будущем это можно будет сделать и с дороги. — Autonews.ru), разложились и перелетели дорожный затор или сократили свой путь», — объясняет Филатов.
Он добавил, что на первом этапе перелеты будут осуществляться только между определенными точками с необходимыми площадками. Сколько их планируется сделать, а также кто будет их устанавливать и контролировать, пока непонятно.
Скорая помощь и богатые водители
Не менее важный вопрос, кто сможет управлять летающим автомобилем после того, как проект воплотится в реальность. Как считает Филатов, сейчас владельцу такой машины понадобятся водительские права при езде по дороге и летное удостоверение, чтобы подниматься в воздух.
«Однако надо понимать, что полететь мы сможем примерно через десять лет. К этому времени беспилотные технологии в авиации будут настолько развиты, что большинство полетов будет проходить в автономном режиме. Соответственно, вполне вероятно, что для управления летающим автомобилем хватит лишь водительского удостоверения», — пояснил Филатов.
Причем он не скрывает, что владеть летающим автомобилем смогут в основном богатые люди. Глава бюро объяснил, что на «ИФ 9» планируется применить ряд дорогостоящих инновационных решений, поэтому финальный продукт будет стоить дорого.
Еще один вариант — использование автомобиля экстренными службами, которые сейчас имеют приоритет перемещения на дорогах с мигалками. Кроме этого, летающая машина может стать альтернативой вертолету для представителей власти.
«Разумеется, автомобиль, условно говоря, скорой помощи, будет выглядеть абсолютно не так, как гражданский вариант. Благо наша платформа позволяет строить различные модификации «ИФ 9», — подчеркнул Филатов.