Торгово-промышленная палата России (ТПП) предлагает расширить режим «автоматизированной УСН» (автоУСН, АУСН) и разрешить его применять компаниям, которые имеют обособленные подразделения или филиалы в том же муниципальном округе, в котором зарегистрированы. Палата направила предложения в Минфин и Федеральную налоговую службу (ФНС) в виде письма за подписью ее президента Сергея Катырина и получила предварительное согласование, сообщили РБК в палате (РБК направил запросы в Минфин и ФНС).
ТПП оформила предложения в виде законопроекта (есть у РБК), но, поскольку палата не обладает правом законодательной инициативы, она может предлагать свой документ субъектам, обладающим этим правом.
Согласно тексту проекта, поправки предлагаются в профильный федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», принятый в феврале 2022 года. Авторы законопроекта предлагают предоставить «организациям, имеющим обособленные подразделения в муниципальном образовании, являющимся местом их регистрации (нахождения), право на применение специального налогового режима».
Что такое «автоматическая УСН»
Режим АУСН начал действовать с 1 июля 2022 года в четырех пилотных регионах: Москве, Калужской и Московской областях, а также в Татарстане. С 2025 года к АУСН могут присоединиться все регионы, которые примут на своем уровне соответствующие региональные законы. На данный момент, согласно информации ФНС, к спецрежиму присоединились 62 региона, включая те, которые стали участниками пилотного проекта.
Основные преимущества спецрежима — упрощение, а в большинстве случаев отмена налоговой отчетности и отчетности в Социальный фонд. Это достигается за счет того, что доходы и расходы бизнеса определяются по данным контрольно-кассовой техники, информации банков и сведениям, которые сами налогоплательщики указали в личном кабинете. На основании этой информации налоговые органы автоматически рассчитывают налог к уплате. Ставки налога составляют 8% для выбранного объекта «доходы» и 20% — для объекта «доходы минус расходы».
Специальный налоговый режим рассчитан на индивидуальных предпринимателей и организации, где работают не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн руб. Согласно законодательству об АУСН, не вправе применять этот спецрежим:
- организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;
- банки и небанковские кредитные организации;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары.
В пояснительной записке ТПП указывает, что сейчас, согласно нормам Налогового кодекса, наличие у компании хотя бы одного стационарного рабочего места, организованного не по месту регистрации, будет считаться наличием у нее обособленного подразделения и лишать ее права на применение АУСН. При этом организация может быть зарегистрирована в офисном центре по одному адресу, а иметь склад, цех или торговые точки в разных частях муниципального образования, где также организуются рабочие места, пишут авторы законопроекта. «Нелогичность лишения организаций права на АУСН при наличии у них обособленных подразделений в муниципальном образовании, являющемся местом их регистрации (нахождения), подтверждается тем фактом, что указанное ограничение отсутствует для индивидуальных предпринимателей», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона.
Авторы документа приходят к выводу, что с учетом особенностей зачисления налога, уплачиваемого при данном режиме в бюджеты различных уровней, имеет смысл ограничивать организациям возможность применения АУСН только в том случае, если их филиалы созданы в муниципальных образованиях, отличных от места регистрации организации.
Власти предложили ввести налоговую «автоупрощенку» во вcей России Экономика
«Абсолютно верно, что предлагается попытка снять запрет на применение АУСН для организаций, которые создали рабочие места по адресу, отличному от адреса самой организации», — считает эксперт «Контур.Экстерна» по налоговому учету и отчетности Михаил Пархоменко. «Обособленное подразделение, согласно Налоговому кодексу, — это рабочее место, находящееся отдельно от того, где располагается сама организация. Например, химчистка. Цех находится по месту регистрации организации, а пункт приема — недалеко, но в другом здании. В этом случае у организации образуется обособленное подразделение и она лишается права применять АУСН», — поясняет он. А если бы химчисткой занимался ИП, то он мог бы применять АУСН, так как обособленные подразделения могут быть только у организаций, добавляет Пархоменко.
Востребованность «автоупрощенки» у малого бизнеса
По данным налоговой службы, в 2024 году в пилотных регионах автоУСН использовали 17,2 тыс. компаний, сумма начисленного налога составила 3,2 млрд руб.
По состоянию на 10 марта 2025 года Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства содержит сведения о 6,7 млн субъектов, из которых 2,3 млн — это организации, а 4,4 млн — ИП. «На начало 2025 года более 22,7 тыс. предпринимателей уже применяют АУСН, с начала 2025 года к пользователям этого налогового режима присоединились еще около 5 тыс. предпринимателей», — сообщила налоговый консультант, аккредитованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России Елена Данякина. «Получается, что пока доля субъектов, применяющих АУСН, невелика — 0,4% от общего числа предпринимателей», — указывает эксперт. Возможно, предложение ТПП разрешить применение АУСН поможет субъектам небольшого бизнеса сделать выбор в пользу АУСН, а не отдать предпочтение другим льготным режимам налогообложения, считает Данякина.
«Мы всегда за расширение «автоупрощенки». В прошлом году именно по нашей инициативе АУСН распространяется на все регионы не с 2026 года, как это предполагалось, а с 2025 года», — заявил РБК глава «Опоры России» Александр Калинин.
Ранее РБК писал, что «Опора России» в октябре 2024 года направила письмо в Минфин с предложением распространить АУСН на заинтересованные регионы с 2025 года. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусматривал расширение географии применения АУСН на все субъекты с 1 января 2026 года, но, по мнению бизнеса, на ряд субъектов этот режим можно было бы распространить и раньше. В результате это предложение было реализовано.
Вместе с тем, по мнению Данякиной, есть один нюанс, который может несколько обесценить пользу применения АУСН организациям с обособленными подразделениями, ведь режим доступен, если средняя численность работников за налоговый период не превышает пять человек. «Сложно представить, что организация с пятью сотрудниками будет эффективно их распределять по обособленным подразделениям. Для более эффективной помощи субъектам МСП следовало бы скорректировать условия применения АУСН и, в частности, увеличить разрешенную численность сотрудников», — считает эксперт.
В целом востребованность такого законодательного изменения не будет очень актуальна, «если только речь не идет о реально разных регионах», считает эксперт образовательного объединения «Точка развития» Алексей Матвиенко. «В пределах, например, Москвы и области, имея несколько разных офисов/складов/точек, мало кто регистрирует их по месту фактического пребывания», — утверждает он. По его мнению, оптимальнее было бы разрешить возможность переходить на АУСН и организациям (соответствующим всем остальным критериям), у которых обособленные подразделения находятся в регионе, отличном от региона регистрации.
Власти запретили добровольный НДС для микробизнеса на «упрощенке» Экономика
По мнению Калинина, в 2025 году стоит ожидать еще ряд присоединившихся к спецрежиму регионов. Но есть и те, кто пока откладывает внедрение автоУСН, отметил он. Среди таких регионов, по словам Калинина, в частности, Приморский край. «АУСН нужно применять во всех регионах страны. Это важный шаг на пути перехода предпринимателя от самозанятого к расширению компании. Постепенно этот режим станет востребован», — уверен Калинин.